Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Июль 2022 года

Мы, — неправительственные организации, правозащитники и гражданские активисты,  выражая свою глубокую озабоченность в связи с тревожными событиями в Республике Каракалпакстан  — призываем Совет по правам человека ООН, правительства демократических стран и международные организации оперативно рассмотреть вопрос о ситуации с правами человека в Республике Каракалпакстан.

26 июня 2022 года власти Узбекистана вынесли на общественное обсуждение проект новой редакции Конституции Узбекистана. В предлагаемом проекте из раздела 17 Конституции Узбекистана, закрепляющего основы конституционно-правового статуса Республики Каракалпакстан были изъяты фундаментальные положения о суверенной республике Каракалпакстан (статья 70) и праве выхода из состава Узбекистана на основании всеобщего референдума народа Каракалпакстана (статья 74). Тем самым, предпринятая властями Узбекистана попытка лишения Республики Каракалпакстан суверенитета является  грубейшим нарушением основного принципа международного права – права народов на самоопределение. Данный принцип закреплен в статье 1 Устава ООН.

В Международном пакте  об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах также закреплено: «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают своё экономическое, социальное и культурное развитие… Все участвующие в настоящем Пакте государства… должны в соответствии с положениями Устава ООН поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право». Об этом же утверждается и в Декларации о принципах международного права: «В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Уставе, ООН, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава». Кроме этого, в этой же Декларации указывается, что способами осуществления права на самоопределение могут быть «создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса». Следуя этому, 14 декабря 1990 года Верховный совет Каракалпакской АССР принял декларацию о государственном суверенитете, объявившей о независимости государства.

9 января  1993 года между Республикой Каракалпакстан и Узбекистаном был подписан межгосударственный договор  «О вхождении Республики Каракалпакстан в состав Республики Узбекистан» сроком на 20 лет. В статье 75 Конституции Республики Узбекистан установлено, что взаимные отношения Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан регулируются договорами и соглашениями, заключенными Республикой Узбекистан и Республикой Каракалпакстан. Однако, грубо попирая собственную Конституцию и нарушая условия договора, узбекские власти, диктуя свою политическую волю, попытались лишить народ Каракалпакстана суверенной государственности в одностороннем порядке.

Следует также отметить, что в период разработки  проекта новой редакции Конституции, конституционной комиссией не проводились никакие публичные дискуссии и консультации о предстоящем изменении конституционного статуса Республики Каракалпакстан с представителями самой республики. Вынесенные на общественное обсуждение поправки стали для народа Каракалпакстана полной неожиданностью.

Доказательством политического субъективизма и антиконституционности замыслов, направленных против интересов народа Каракалпакстана, также служит факт установления крайне короткого срока для общественного обсуждения проекта Основного закона – всего семь дней. Установление такого 7‑ми дневного срока обсуждения нарушает положения статьи 24 Закона Республики Узбекистан “О нормативно-правовых актах” от 20 апреля 2021 года, № ЗРУ-682, согласно которой срок общественного обсуждения проектов нормативно-правовых актов на портале определяется разработчиком исходя из специфики регулируемых общественных отношений, однако, не может быть менее 15-ти дней со дня размещения проекта нормативно-правового акта на портале. Более того, принимая во внимание, что изменения предлагаются в Основной закон страны, такое обсуждение должно  осуществляться в порядке, предусмотренном Законом Республики Узбекистан “О всенародном обсуждении проектов законов” в срок, достаточный для формирования позиции широкими кругами населения страны и,  в частности, непосредственно жителями Республики Каракалпакстан, права и интересы которых затрагиваются напрямую. В настоящее время достичь этого не представляется  возможным,  в связи с введением на территории Республики Каракалпакстан режима чрезвычайного положения на период с 3 июля 2022 года до 2 августа 2022 года на основании Указа Президента Республики Узбекистан от 2 июля 2022 года, ограничивающего не только право граждан на свободу перемещения внутри республики, въезд и выезд из нее, но и позволяющего легитимизировать отключение территории от средств связи, в то время так общественное обсуждение ведется на интернет-портале. 

Учитывая эти обстоятельства процедура обсуждения проекта новой редакции Конституции Республики Узбекистан должна быть незамедлительно приостановлена до отмены режима чрезвычайного положения в Республике Каракалпакстан, урегулирования ситуации и дачи оценки соответствия предлагаемых нововведений нормам и принципам международного права и действующей Конституции Республики Узбекистан.

Антиконституционная инициатива руководства Узбекистана вызвала у граждан категорическое несогласие, результатом которого стали последующие митинги и гражданские протесты, однако вместо диалога, власти решили устроить преследование гражданских активистов и независимых журналистов, освещающих данную тему, и более того, нарушили  право всех граждан Узбекистана на доступ к информации,  ограничив доступ к интернету уже с 27 июня 2022 года.

Предположительно 29 июня 2022 была задержана каракалпакская журналистка Makan.uz Лолагуль Каллыханова, публично высказывавшаяся против поправок к Конституции. 1 июля 2022 года власти Узбекистана похитили юриста и лидера гражданского протеста Даулетмурата Тажимуратова, его супругу и малолетних детей. О местонахождении Лолагуль Каллыхановой, Даулетмурата Тажимуратова и его семьи до сих пор ничего не известно, но согласно некоторым источникам в результате пыток Каллыханова скончалась, а Тажимуратов находится в критическом состоянии в реанимации Хорезма.

1 июля 2022 года тысячи граждан вышли на мирный митинг. Несмотря на то, что мирное собрание проходило без нарушений общественного порядка и ближе к вечеру налаживался диалог с представителями высших органов власти, вышедших к митингующим, то есть цель мирного собрания была близка к достижению, митингующие подверглись жесточайшему разгону со стороны сотрудников правоохранительных органов, с применением дымовых шашек и резиновых пуль.

К 23.00 часам 1‑го июля в отношении митингующих было применено огнестрельное оружие. Видеокадры с места событий свидетельствуют о большом количестве пострадавших, в том числе погибших. Помимо информации о 18 убитых, подтвержденных властями Узбекистана, поступали сведения о десятках погибших при штурме узбекскими силовиками дома юриста Даулетмурата Тажимуратова.

2 июля организаторов и активных участников митинга стали задерживать, однако о судьбе большинства из них нет никакой информации. 

К 3 июля 2022 года задержаны гражданские активисты Абатов Бахыт, Раметов Курал, Амантай Сейитмуратов, Азизов Мухаммедин. Активисты Бакиров Сабир, Ходжанов Мухамет, Калимбетов Байрам и десятки других — убиты. Поступает информация об арестах и пытках каракалпаков в Ташкенте и других городах Узбекистана.

С 4 июля каракалпакские активисты в Казахстане подвергаются допросам и запугиваниям со стороны сотрудников правоохранительных органов и спецслужб Узбекистана. Правоохранительные органы Казахстана активно этому содействовали.

В республике складывается тревожная ситуация. Известно, что в Узбекистане преследование инакомыслящих, репрессии, пытки, исчезновения людей, запрет деятельности независимых СМИ и журналистов давно стали привычными и распространенными явлениями. Очевидно, что не может быть и речи о реальной возможности для защиты прав человека и о каком-либо законном противодействии преследованию силовых структур в условиях ограниченного доступак  достоверной информации, блокировании интернета и тотального контроля над СМИ и неправительственными организациями. Поступают сведения, что на фоне введения режима чрезвычайного положения с 3 июля 2022 года активистов каракалпаков арестовывают и забирают из дома, часто в ночное время, и увозят в неизвестном направлении.

Республика Узбекистан, являясь членом ООН, участницей Всеобщей декларации прав человека ООН, Международного Пакта о гражданских и политических правах, обязана соблюдать и защищать права человека. Однако, к нашему глубокому сожалению, мы вынуждены просить Совет по правам человека ООН защитить граждан Республики Каракалпакстан, бесстрашно и справедливо отстаивающих законные права и интересы своего народа от карательно-агрессивной политики узбекского государства.

Мы осуждаем:

любые формы насилия в отношении мирного населения, 

применение со стороны властей силовых  методов для подавления конфликта вместо налаживания глубинного диалога между сторонами и принятия действенных мер к его разрешению, 

произвольные аресты и пытки в отношении участников митинга в Нукусе, 

ограничение прав граждан на доступ к информации.

Считаем необходимым обеспечить: реализацию прав граждан Республики Узбекистан на свободное выражение своего мнения, на мирный протест, на доступ к информации, на защиту от пыток и жестокого  обращения.

Требуем прекратить преследование мирного населения и гражданских активистов, восстановить интернет связь в регионе, предоставить СМИ возможность беспрепятственно работать, освободить задержанных и гарантировать привлечение к ответственности лиц, действия которых повлекли нарушения прав граждан.

Клара Сооронкулова, ОО «Школа Права» , Кыргызстан

Лейла Назгуль Сейитбек, НПО Свобода Евразии

Рита Карасартова, правозащитник, Кыргызстан

Асель Койлубаева, ОФ «Юристы за права человека», Кыргызстан

Гульнара Джурабаева, правозащитник, Кыргызстан

Айнура Усупбекова, ОФ «Гражданская платформа», Кыргызстан

Айсулуу Айтбаева ОО «Институт общественного анализа», Кыргызстан

Эркина Убышева, ОФ «Смарт Жаран», Кыргызстан

Чинара Айтбаева, ОФ «Наш Век», Кыргызстан

Сатыбеков Б.Э., ОО «Альянс по продвижению гражданских инициатив», Кыргызстан

Татуу Мамбеталиева, ОФ «Гражданская инициатива Интернет политики» Кыргызстан

Гульгакы Мамасалиева, МЦ «Интербилим», Кыргызстан

Чолпон Джакупова, Правовая Клиника «Адилет», Кыргызстан

Динара Ошурахунова, ОФ «Гражданские инициативы»

Калича Умуралиева, ОФ «Наше Право», Кыргызстан

Серик Медетбеков, Загранбюро оппозиции Казахстана

Правительство Республики Каракалпакстан в изгнании

Инфо центр Ширак — 2014

Насыратдин Нуратдинов, ОО “Арал-Жайхун”, Каракалпакской диаспоры в Кыргызстане

Косшыбай Кожаков Гражданский активист, член корреспондент

Международной и Кыргызской инженерной Академии

Аман Сагыдуллаев Лидер демократической партий «Алга Каракалпакстан»

Казахбай Бекмуратов Гражданский активист, Председатель Каракалпакской диаспоры г.Атырау в Казахстане

Ниетбай Уразбаев Гражданский активист, Председатель Каракалпакской диаспоры г.Актау в Казахстане

Тилеубийке Юлдашева Гражданский активист, Правозащитница, Каракалпакстан

Жангельди Жаксымбетов Лидер демократической партий «Азатлык», Каракалпакстан

Комилов Джанатулло, Ver­ein­i­gung der Tad­schiken in Deutsch­land, Таджикистан

Джамшед Ёров, Фонд «Бузургмехр», Таджикистан

Одинаев Фарход, гражданский активист, Таджикистан

Михаил Савва, председатель Правления общественной организации Экспертная группа “Сова”, Украина